Опасны ли применяемые в Москве и Зеленограде противогололедные материалы?
Многие жители Москвы и Зеленограда уверены, что противогололедные материалы (ПГМ), применяемые на улицах города, опасны для окружающей среды, для людей и животных, и от них нужно отказываться. Так и это?
Чаще всего звучат следующие высказывания.
Абсолютно все противогололедные материалы опасны для окружающей среды.
Используемые в Москве ПГМ представляют из себя смесь солей (которые плавят лед) и мраморной крошки для предотвращения скольжения. Людей беспокоит именно применение солей. Однако подобраны такие химические реактивы, которые для окружающей среды совершенно безопасны. Более того, хлористый магний, который входит в состав ПГМ, является удобрением.
В Европе используют совсем другие противогололедные материалы.
Действительно, в некоторых европейских странах, например, в Финляндии и Нидерландах, используют гранитную крошку без примеси солей. Но эта крошка забивает ливневые стоки, повреждает дорожное покрытие. В Нидерландах и Финляндии использование таких реагентов допустимо потому, что там намного ниже плотность населения и транспорта, чем в Москве: в Нидерландах на площади 41,5 тыс. кв. км проживает 17 млн. человек, в Финляндии (338,4 тыс. кв. км) – чуть больше 5,5 млн. человек, а в Москве на площади 2,5 тысячи кв. км – более 12,5 млн. человек. Поэтому в Москве без солей просто не обойтись, а мраморная крошка истирается и не наносит вреда дорогам.
Лучше полностью отказаться от ПГМ.
Не лучше. Снег на дорогах превращается в воду после проезда всего нескольких автомобилей, и на морозе быстро образуется ледяная корка. Соскабливать ее с помощью только снегоуборочной техники в условиях московского трафика движения просто невозможно: это неминуемо приведет к огромным пробкам. А неизбежные в такой ситуации мелкие аварии только осложнят проблемы. Для дорожного покрытия механическое отскребание льда тоже не полезно. Так что без ПГМ в Москве не обойтись.
Вместо того, чтобы использовать ПГМ, можно просто вовремя убирать снег.
В условиях сильных снегопадов, особенно в часы «пик» на дорогах, это практически невозможно. ПГМ используют еще до начала снегопадов (об их наступлении предупреждают метеорологи). Противогололедные материалы создают защитный слой, который позволяет сметать снег с дорог до образования льда.
Влияние противогололедных материалов на здоровье человека не контролируется.
Вопрос влияния противогололедных материалов на здоровье жителей изучается как химиками, так и медиками. О его отсутствии еще в 2016 году сообщили эксперты из Центра гигиены и эпидемиологии в городе Москве после ряда соответствующих исследований. Об отсутствии резких всплесков аллергий, ринитов и прочих болезней сообщали и московские врачи. Состав, который используется каждую зиму, был тщательно исследован.
Власти даже не пытались отказаться от солевых противогололедных материалов.
На самом деле пытались. До 2000-го года в Москве использовались пескосоляные смеси. Однако со своей задачей они перестали справляться с повышением трафика: на проезжей части продолжала образовываться наледь, из-за чего движение автомобилистов было небезопасным.
С 2016 года в Санкт-Петербурге отказались от использования соляных смесей в пользу песка. Проблему образования гололедицы это усугубило, кроме того, в весенний сезон в городе резко увеличилось количество пыли.
В Зеленограде также пытались использовать альтернативные жидкие ПГМ, и этот опыт тоже оказался неудачным.
Начальник управления ЖКХиБ префектуры ЗелАО Сергей Галустов сообщил:
– Работа по уборке дорог и тротуаров, в том числе применение реагентов, проводится по указаниям городского штаба под руководством заместителя мэра Москвы П.Бирюкова. Ежедневно округ, ГБУ «Автомобильные дороги» и «Жилищник» получают задания через единую компьютерную систему. Контроль над выполнением заданий осуществляется с помощью системы ГЛОНАСС, видеонаблюдения и визуально.