Роспотребнадзор: О Всемирном дне прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно в этот день, в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно:
- право на информацию,
- право на безопасность,
- право на осознанный выбор,
- право быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. Спустя два года - 9 апреля 1985 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г.
Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день прав потребителей касается такой темы как «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Россия – сторона Парижского соглашения по климату. При этом российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС – 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.
Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
- энергетически чистый транспорт;
- чистое электроснабжение.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определением мероприятий по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.
Роспотребнадзором утвержден план мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, предусматривающий освещение проблематики в СМИ, проведение информирования и консультирования граждан на личных приемах, а также в дистанционном формате, разъяснение актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказание практической помощи потребителям среди различных групп населения в контексте рационального потребления (здоровый рацион питания, органическая продукция, экологически чистая потребительская упаковка, энергосбережение в сфере ЖКХ).
Роспотребнадзор еще раз подтверждает, что готов оказывать необходимую консультационную и судебную помощь потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав. Специалисты службы ежедневно работают с обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг, в целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.