Зеленоградские школы подвели итоги работы за 2014/15 учебный год
Сегодня каждая московская школа заинтересована в том, чтобы как можно больше ее учеников участвовали и побеждали в олимпиадах. И если раньше эти победы были поводом для гордости, то сегодня от их количества напрямую зависит место школы в общемосковском рейтинге. А кому же хочется числиться в отстающих?
В 2014/15 учебном году 194 зеленоградских школьника были награждены дипломами и похвальными грамотами Московской олимпиады. Годом раньше таких ребят было 100, таким образом, результаты улучшились практически в 2 раза. Самое большое количество наград — у лицея №1557 (66) и школы №853 (40). Значительно результативнее выступили юные зеленоградцы и на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников: если в прошлом учебном году призеров и победителей было 74, то в 2014/15 году их уже 133.
Лицей №1557 занимает среди зеленоградских школ лидирующие позиции по учебным достижениям. О том, как в прошедшем учебном году выглядели лицеисты на «олимпиадном фронте», за счет чего сумели улучшить свои результаты, рассказала старший методист Наталья Токарева:
— В этом году нас очень порадовал результат участия в олимпиадах. Помимо традиционных физики и математики, по которым у нас всегда были призеры на региональном уровне, наши ребята показали прекрасные результаты по биологии, химии, истории, литературе, обществознанию и физической культуре. А по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников на заключительный этап мы вышли по четырем предметам: астрономии, математике, физике и физкультуре. В прошлом учебном году такой результат был только по физике и математике. Таким образом, удалось не только расширить диапазон предметов, но и увеличить число призеров.
Помимо Всероссийской олимпиады у нас есть еще одно важное соревнование — Московская олимпиада школьников, по результатам которой у нас в этом учебном году также отличные результаты. А в общей сложности наши ребята получили 66 дипломов и грамот (в 2014 году — 31) по итогам Московской олимпиады и 35 (в 2014 году — 27) по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Конечно, чтобы эти результаты появились, хорошо поработали все: и дети, и их педагоги. Дело в том, что участникам олимпиад необходим тренировочный процесс. Поэтому наши ребята участвуют не только в двух вышеупомянутых олимпиадах, но и в различных интеллектуальных соревнованиях: турнире Ломоносова и турнире Архимеда, вузовских олимпиадах, площадками для проведения которых является наш лицей, международном математическом турнире городов. А начинается всё с 5-го класса: тренировать будущих победителей олимпиад мы доверяем нашим выпускникам — студентам механико-математического факультета МГУ, которые ведут математические кружки.
Позиция нашего директора Т.Н.Грабарник заключается в том, что если работать узко, то результаты окажутся не такими хорошими, как хотелось бы. Поэтому мы работали на основе широкого подхода, смотрели, что получается, что не очень. Это и дало свои результаты. Так, в прошедшем учебном году у нас состоялось несколько выездных школ по математике, физике, географии и другим предметам, которые были организованы Центром педагогического мастерства и Центром непрерывного математического образования.
Конечно, ни в коем случае нельзя забывать о преподавательском составе: он у нас усилен преподавателями МИЭТа. А если говорить о результатах, то нельзя не упомянуть о самом нашем результативном педагоге А.Н.Жукове, среди учеников которого больше всего призеров по физике. Именно с его легкой руки мы стали площадкой для проведения московской олимпиады школьников по физике, олимпиады «Физтех», стали сотрудничать с Центром педагогического мастерства. Кстати, преподаватель Центра вел на базе одного из наших корпусов кружок по астрономии. В результате двое его воспитанников стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Вот таким эффективным может (и должно быть!) дополнительное образование в школе.
Недавно мне задали вопрос о том, чем объясняются наши результаты по итогам олимпиад. Скажу так: конечно, надо много работать. Но в том числе важна и заинтересованность. Для одиннадцатиклассников успех на олимпиаде — уже гарантия поступления в вуз. Девятиклассники прекрасно осознают, что они выступают за честь лицея, гордятся этим, переживают не только за свой личный результат, но и за школу. Это хорошо заметно по явке. По статистике, на олимпиады приходят не все заявившиеся, и причины могут быть разными — от нежелания тратить на это время и силы до болезни. Но наши дети приходят практически всегда в полном составе.
Безусловно, участвовать в олимпиаде — большой труд. Причем когда ребенок выходит на региональный уровень — это уже не только интеллектуальный труд, но и физический. Одновременно ведь нужно еще и учиться! Как правило, побеждают в олимпиадах отличники и хорошисты — те, кто хорошо учится по многим предметам. Для того чтобы был результат, нужно много работать. Да, ребенок должен иметь способности, а в некоторых случаях быть самородком, но ведь алмаз требует огранки. Этим и занимаемся.