Зеленоград начинался с первого микрорайона...
3 марта 1958 года было подписано Постановление Совета Министров N248: В«1. В целях рассредоточения населения города Москвы принять предложение Московского городского комитета КПСС, Мосгорисполкома и Госстроя СССР о строительстве в 1959-1963 г.г. в пригородной зоне Москвы в районе ст. Крюково Октябрьской железной дороги, нового города с населением 65 тыс. человек. 2. ... а) застройку города осуществлять четырехэтажными жилыми домами с земельными участками при них... б) квартиры в жилых домах проектировать для заселения одной семьей при жилой площади на человека 9 кв.м.; … 4. Поручить Совету Министров РСФСР рассмотреть вопрос о подчинении нового города Мосгорисполкому на правах административного района гор. МосквыВ». Так своеобразно начала реализовываться давнишняя мечта Никиты Хрущева об агрогородах... Еще в 1950-1951 гг. в газете «Правда» появились две его статьи об аграрногородском симбиозе; за такие «народнические» идеи Хрущев получил крепкий нагоняй от Сталина. Это сейчас мы с пренебрежением говорим о «хрущобах»... А тогда, в конце 1950-х годов, когда вся Москва жила в коммуналках, подвалах, без элементарных жилищных удобств, имея по 2-3 кв. м. на человека, просторная отдельная квартира с удобствами была пределом мечтаний для большинства населения. Первый этап жизни нашего города можно назвать аванпроектным: создавались проектные, строительные, управленческие организации, 14- я мастерская института «Моспроект» работала над детальной планировкой города-спутника. Общий план застройки города был таким: 1) на окраинах города располагаются две промышленные зоны: западная - в районе деревни Матушкино (нынешние предприятия «Микрон”, «Компонент», «Элион»), восточная - между деревнями Савелки и Малино (нынешние предприятия «Ангстрем», «Элма»); 2) между двумя промышленными зонами располагаются жилые кварталы (нынешние 1, 2, 3 и 4-й микрорайоны). рассчитанные на 65 тысяч жителей; в дальнейшем количество микрорайонов предполагалось довести до 10; 3) жилые массивы отделяются от предприятий природными зонами: лесной массив (примерно по линии Панфиловского проспекта) отделит жилые дома от западной промышленной зоны, городской парк и запруженная река Сходня отделят жилые кварталы от восточной промышленной зоны; 4) снабжение заводов западной зоны обеспечит построенная от станции Крюково грузовая железнодорожная ветка. Первый - аванпроектный - этап развития города занял около полугода: с марта по октябрь 1958 года. С октября 1958 года начался второй этап развития нашего города: я называю этот этап подготовительно-строительным. Для строительства в первую очередь нужны кадры, строительный материал, электроэнергия, подъездные пути. Поэтому уже в начале 1959 года велось строительство завода железобетонных изделий, было заложено здание школы рабочей молодежи, двух технических училищ, магазина, столовой. А первое здание города было возведено зимой 1958-1959 года - электрическая подстанция. Да и железнодорожная ветка от Крюково до завода «Микрон» нужна была в первую очередь для подвоза железобетонных плит. Можно предположить, что второй - подготовительно-строительный - этап развития Зеленограда (наименование Зеленоград город получит только в 1963 году) закончился с завершением строительства завода ЖБИ и железнодорожного грузового подъездного пути к западной промышленной зоне. Точные даты здесь неизвестны, но можно уверенно (по известной трудоемкости работ) считать завершением второго этапа лето-осень 1959 года. Третий этап развития Зеленограда... Здесь во всех упоминаниях наблюдается удивительно единогласный пробел дли...
Читать полностью >>>