3 марта 1958 года было подписано Постановление Совета Министров N248:
«1. В целях рассредоточения населения города Москвы принять предложение Московского городского комитета КПСС, Мосгорисполкома и Госстроя СССР о строительстве в 1959-1963 г.г. в пригородной зоне Москвы в районе ст. Крюково Октябрьской железной дороги, нового города с населением 65 тыс. человек.
2. ... а) застройку города осуществлять четырехэтажными жилыми домами с земельными участками при них...
б) квартиры в жилых домах проектировать для заселения одной семьей при жилой площади на человека 9 кв.м.;
…
4. Поручить Совету Министров РСФСР рассмотреть вопрос о подчинении нового города Мосгорисполкому на правах административного района гор. Москвы».
Так своеобразно начала реализовываться давнишняя мечта Никиты Хрущева об агрогородах... Еще в 1950-1951 гг. в газете «Правда» появились две его статьи об аграрногородском симбиозе; за такие «народнические» идеи Хрущев получил крепкий нагоняй от Сталина.
Это сейчас мы с пренебрежением говорим о «хрущобах»... А тогда, в конце 1950-х годов, когда вся Москва жила в коммуналках, подвалах, без элементарных жилищных удобств, имея по 2-3 кв. м. на человека, просторная отдельная квартира с удобствами была пределом мечтаний для большинства населения.
Первый этап жизни нашего города можно назвать аванпроектным: создавались проектные, строительные, управленческие организации, 14- я мастерская института «Моспроект» работала над детальной планировкой города-спутника.
Общий план застройки города был таким:
1) на окраинах города располагаются две промышленные зоны: западная - в районе деревни Матушкино (нынешние предприятия «Микрон”, «Компонент», «Элион»), восточная - между деревнями Савелки и Малино (нынешние предприятия «Ангстрем», «Элма»);
2) между двумя промышленными зонами располагаются жилые кварталы (нынешние 1, 2, 3 и 4-й микрорайоны). рассчитанные на 65 тысяч жителей; в дальнейшем количество микрорайонов предполагалось довести до 10;
3) жилые массивы отделяются от предприятий природными зонами: лесной массив (примерно по линии Панфиловского проспекта) отделит жилые дома от западной промышленной зоны, городской парк и запруженная река Сходня отделят жилые кварталы от восточной промышленной зоны;
4) снабжение заводов западной зоны обеспечит построенная от станции Крюково грузовая железнодорожная ветка.
Первый - аванпроектный - этап развития города занял около полугода: с марта по октябрь 1958 года.
С октября 1958 года начался второй этап развития нашего города: я называю этот этап подготовительно-строительным. Для строительства в первую очередь нужны кадры, строительный материал, электроэнергия, подъездные пути. Поэтому уже в начале 1959 года велось строительство завода железобетонных изделий, было заложено здание школы рабочей молодежи, двух технических училищ, магазина, столовой. А первое здание города было возведено зимой 1958-1959 года - электрическая подстанция. Да и железнодорожная ветка от Крюково до завода «Микрон» нужна была в первую очередь для подвоза железобетонных плит.
Можно предположить, что второй - подготовительно-строительный - этап развития Зеленограда (наименование Зеленоград город получит только в 1963 году) закончился с завершением строительства завода ЖБИ и железнодорожного грузового подъездного пути к западной промышленной зоне. Точные даты здесь неизвестны, но можно уверенно (по известной трудоемкости работ) считать завершением второго этапа лето-осень 1959 года.
Третий этап развития Зеленограда... Здесь во всех упоминаниях наблюдается удивительно единогласный пробел длительностью в два года - с весны 1959 года до осени 1961 года. Это умолчание я объясняю секретностью данного этапа и подпиской о неразглашении секретных сведений, то есть запретом, который просто забыли снять в заварушке последних лет.
Из нижесказанного следует, что третий этап - строительство производственных зданий, причем не галантерейно-пуговичных фабрик, а предприятий электронной техники с ориентацией на оборону и космос.
Длительность третьего этапа - около двух лет - с лета 1959 года до лета 1961 года. Такая большая длительность, естественно, объясняется сложностью проблем, связанных с новой тогда отраслью промышленности - электроникой.
Четвертый этап развития Зеленограда - строительство первых жилых корпусов в первом микрорайоне - датируется с лета-осени 1961 года до весны 1963 года. Летом или в начале осени 1961 года начинается строительство первых жилых домов NN 118, 122, 125 в первом микрорайоне. По сообщению А.С.Арутюнова (см. его книгу «Зеленоград - живой памятник нашей победы», М., Зеленоград, 1995, стр.61) эти дома были сданы в эксплуатацию в конце 1961 года.
К сожалению, мне не удалось пока ознакомиться с актами Государственной приемки по этим зданиям, поэтому привожу некоторые сведения из самого раннего акта, имеющегося в Государственном историко-краеведческом музее (сердечно благодарен сотрудникам этого музея за предоставление мне для знакомства имеющихся в фондах музея копий актов госприемки зданий).
«Акт Государственной приемки в эксплуатацию корпуса 121.
Акт подписан - 31 марта 1962 г. Комиссия по приемке в составе: Председатель - автор проекта - главный архитектор проекта Писаревский Н.С., представитель застройщика - Удалов П.М., конструктор - Владимиров А.М., автор проекта по сантехническим и спецработам - Кириллов Б.М.(далее следуют оценки комиссии по отдельным видам работ).
Здание принято в эксплуатацию с общей оценкой «удовлетворительно».
Строительство начато - 3 ноября 1961 г.
Общее число квартир - 48, из них: однокомнатных - 9, двухкомнатных - 31, трехкомнатных - 8.
Здание размещается в Московской области, Химкинском районе по адресу: новый город «Спутник» в районе ст. Крюково, 1 микрорайон, корпус N121».
К весне 1963 года в первом микрорайоне застроено до двух десятков зданий.
1963 год - особый год для Зеленограда. Это - год планового завершения строительства первой очереди города (см. приведенное в начале статьи Постановление СМ СССР от 3 марта 1958 г.). В соответствии с планом с весны 1963 года вступают в строй заводы, начинают работу НИИ.
15 января 1963 года в своем решении N3/25 Исполком Московского городского Совета постановляет: «...Зарегистрировать вновь строящийся населенный пункт в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги, присвоив ему наименование Зеленоград».
Закончился первый этап развития Зеленограда - период строительства.
Автор: Игорь БЫСТРОВ.
• Врачи зеленоградского Детского центра извлекли из уха подростка таракана
• Префект Зеленограда рассказал о перспективах развития промышленности в нашем округе
• Безопасный запуск фейерверков в Силино возможен лишь на пляже Школьного озера
• В технопарке «Алабушево» группа компаний будет выпускать ветеринарные препараты
• Состоялась итоговая встреча депутатов Силино с представителями Молодежной палаты района
• В следующем году в Силино установят искусственные дорожные неровности у корпусов 1104 и 1206
• В Зеленограде открылись елочные базары
• Глава управы Силино рассказала о благоустройстве дворов в следующем году
• В библиотеке № 253 юным зеленоградцам расскажут о кружевных промыслах России и Гжельской росписи
• В следующем году будет благоустроена пешеходная зона в 12-м микрорайоне Зеленограда